Правила игры.1

В игре участвуют два игрока.
У каждого игрока есть 15 фишек.
На доске имеется 24 поля.
Начальная позиция показана на рис.1.


рис. 1

Цель каждого игрока - провести свои фишки через всю доску против часовой стрелки и затем снять их с доски. Кто первым снял с доски все свои фишки - тот и выиграл.

Снимать фишки с доски можно только после того, как все фишки приведены в "дом" - поля с 6 по 1.

Чтобы сделать ход, игрок бросает две игральные кости. После броска игрок передвигает любую из своих фишек на число полей, выпавшее на одной кости, а затем передвигает любую фишку на число полей, выпавшее на другой кости.
Если выпали одинаковые числа на обеих костях, то количество костей удваивается - как будто выброшено 4 одинаковые кости. В этом случае можно сделать 4 перемещения фишек.

Если поле занято фишкой соперника, то поставить в него свою фишку нельзя.
На одном поле может располагаться любое количество фишек одного цвета.

Поле 24 называется "голова". С "головы" за один бросок можно снять не более одной фишки.
Из этого правила есть исключение. Если это первый ход игрока в партии, и выпали кости 3:3, 4:4 или 6:6, то с "головы" ходят две фишки.
И из этого правила тоже есть одно исключение. Если первый бросок соперника был 5:5, а первый бросок второго игрока 4:4, то второй игрок снимает с "головы" только одну фишку.

Игрок обязан, даже в ущерб своей позиции, использовать все выпавшие кости.


рис. 2

В позиции на рис. 2 запрещено делать ход 22-16, поскольку кость 3 этом случае останется неиспользованной. Игрок обязан сделать ход 16-10-7.

В случае, когда невозможно использовать обе кости, но можно любую из двух, игрок обязан использовать кость с бóльшим числом.


рис. 3

В этой позиции игрок обязан сделать ход 18-15, но не 18-16.

Запрещено занимать 6 полей подряд, если впереди них нет хотя бы одной фишки соперника. Т.е. нельзя "запирать" все фишки соперника.


рис. 4

В позиции на рис. 4 нельзя ходить 24-21-19, т. к. фишки на полях [19..24] создадут непреодолимый барьер для всех фишек соперника.

Более того, по правилам ФСНР, это запрещено делать даже временно, в течение одного хода.


рис. 5

В этой позиции запрещён ход 24-18-15, т. к. в процессе хода создаётся барьер из шести фишек на полях [13..18], впереди которого нет ни одной фишки соперника.

После того, как все фишки приведены в "дом", их можно снимать с доски. Снять фишку с доски разрешается, если она стоит на поле, равном значению на кости. Также можно снять фишку и с меньшего поля, но только если на бóльших полях фишки отсутствуют.

Если игрок снял с доски все свои фишки, а соперник не успел снять ни одной фишки, то такая ситуация называется "марс" и победителю начисляется 2 очка.

Если проигравший успел снять с доски хотя бы одну свою фишку, то такая ситуация называется "оин" и победителю начисляется 1 очко.


1  Правила соответствуют принятым Федерацией Спортивных Нард России